Трудовые споры - это возникающие на предприятиях и учреждениях, независимо от его организационно - правовой формы, разногласия между работниками (наемным персоналом) или группой работников, с одной стороны, и администрацией с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, правил внутреннего трудового распорядка и других нормативных актов, а также коллективных и трудовых договоров.
Это достаточно сложные взаимотношения, которые не всегда удается решить в пользу работника, особенно самостоятельно. Работодатель, как правило, трудовой спор решает в свою пользу, ставя в невыгодное положение своего работника.
Споры между администрацией и работником могут возникать по поводу установления новых или изменения существующих условий труда, не урегулированных законами или иными нормативными положениями о труде.
Если разногласия не были урегулированы при переговорах с администрацией (работодателем), они могут стать либо предметом разбирательства комиссии по трудовым спорам либо разбирательства в суде.
Приобретение работником своими действиями и использование трудовых прав и исполнение трудовых обязанностей является содержанием его трудовой праводееспособности, как субъекта трудовых правоотношений.
Основные трудовые права и обязанности работников закреплены в ст.21 ТК РФ. Закрепленные в указанной норме права и обязанности являются статутными, то есть относятся ко всем субъектам трудового права из числа работников. Содержанием статутных прав и обязанностей является юридически закрепленная возможность пользоваться благами и обязанность удовлетворять встречные интересы и потребности других субъектов трудовых правоотношений.
Общий правовой статус работодателя закреплен в ст.22 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены иными федеральными законами; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников; соблюдения правил и внутреннего трудового распорядка организации; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; принимать локальные нормативные акты; создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту, характеру спора, виду спорных правоотношений.
Разобраться в многообразии конфликтных ситуаций в трудовых спорах не так уж и просто, как это может показаться на первый взгляд. Если самостоятельно Вам это будет сложно, наши юристы и адвокаты всегда придут на помощь, по следующим основным правовым вопросам:
- расторжение трудового договора;
- взыскание заработной платы с работодателя;
- взыскание с работника материальной компенсации за причиненный ущерб;
- признание трудовых отношений, в случае, когда они не были оформлены официально;
- урегулирование вопросов, возникших в процессе прохождения сотрудником испытательного срока;
- восстановление на работе (незаконное увольнение, сокращение штатной численности);
- отстаивание прав на очередной отпуск;
- взыскание компенсации за неиспользованный период отдыха;
- оспаривание отказа в принятии на работу или в восстановлении сотрудника в должности, увольнения без объяснения причин;
- отмена дисциплинарных взысканий.